Личностные проработки

Архетипическая психология
В далекие времена, когда мир был достаточно простым, люди, как правило, осваивали одно качество в жизни и его развивали. Например, воин проводил в мир паттерны поведения Ареса, купец — Гермеса, кузнец — Гефеста, а правитель — Зевса. Так же дело обстояло с женскими Архетипами: Гера — жена, Афина — дочь, Деметра — мать и так далее... Для наглядности мы используем греческий пантеон богов, как самый описанный и распространенный.

В современном динамичном мире мы стали использовать поведенческие модели нескольких Архетипов, в зависимости от обстоятельств. На работе один, дома другой, на отдыхе - третий.

Что же такое Архетип?

Архетип - это структура тонкого мира, встроенная в коллективное бессознательное, обладающая определенным набором качеств и энергией. Человек, проводящий энергию Архетипа, становится обладателем этих качеств и проводником его энергии в нашем мире. Этот процесс происходит абсолютно у всех, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

Получается, если человек гармонично проводит энергии всех своих ведущих Архетипов и реализует их поведенческие модели, можно с уверенностью сказать — у него в жизни очень многое реализуется наилучшим образом.

Как показывает практика, есть одно «но» - а именно травмирующий опыт, посредством которого человек теряет возможность правильно или полностью проводить эти энергии или поведенческие модели. Отсюда возникает внутренний конфликт. Ведь бессознательно мы знаем, кто мы, какими мы хотим стать.

Для наглядности приведу несколько примеров:
Мальчик Арес получает в детстве психологическую травму, связанную со страхом, и перестает проводить поведенческую модель воина;
Девочка Афродита после травмирующей ситуации в детском саду перестает проводить энергию богини любви и красоты и впоследствии становится холодной женщиной;
Женщина Гера после измены мужа не смогла правильно это пережить и на бессознательном уровне не может выйти замуж еще раз. Более того, она притягивает в свою жизнь мужчин, которые на ней никогда не женятся.

Во всех вышеперечисленных и многих других случаях разрешить этот внутренний конфликт можно на сеансе Архетипотерапии.

Основные отличия Архетипотерапии от обычной психологии состоят в том, что мастер, проводящий сеанс, работает с «тонкого видения». Он видит, в каком возрасте и при каких обстоятельствах произошел травмирующий опыт, и помогает пациенту перепрожить эти ситуации и выйти из них с другими установками и новыми для него возможностями.

Уходит внутренний конфликт «я не тот кем должен быть», происходит сильная личностная трансформация. Как правило, за два-три часа работы в Архетипических технологиях человек может серьезно продвинуться или же полностью решить наболевший вопрос, связанный с несоответствием желаемого с действительным.

Если пойти дальше и произвести полный разбор своего бессознательного на 7-ми внутренних уровнях бытия, мы получим серьезное переформатирование внутреннего мира и моделей поведения, вследствие чего начнутся изменения и во внешнем мире. На трансформационном курсе "7 шагов к себе" происходит мощная перезагрузка своих жизненных сценариев, начиная с самого нижнего физического уровня бытия и заканчивая седьмым, самым высоким уровнем нашей жизни.


Архетипотерапия позволяет человеку избавиться от комплексов и негативных доминант, прийти к своей сути и стать более гармоничной личностью.
Архетипические образы близки нам, т.к. являются частью коллективного общечеловеческого наследия. Мифы о богах и богинях Древней Греции отражают глубокие истины о человеческой природе. Знакомство с греческими богами способно помочь мужчине более ясно осознать, кто и что действует в глубинах его психики. А женщина может лучше понять представителей противоположного пола, разобравшись, какие боги действуют в значимых мужчинах в ее жизни.
Артемида
Артемида — сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Быстрая, решительная, она является богиней охоты и Луны. Вместе с богинями Селеной и Гекатой она составляет лунную триаду: Селена (богиня Полнолуния) властвует на небесах, Артемида — на земле, а Геката (богиня Новолуния) - в таинственном подземном мире.⠀

Самостоятельность, уверенность, самодостаточность характеризуют женщину, в которой ярко проявляется архетип Артемиды. Её девиз: «Я сама могу позаботиться о себе». ⠀
Девочка «Артемида» активна, полностью поглощена изучением нового мира. Взрослея, она всецело преследует свои интересы, не нуждаясь ни в чьём одобрении.⠀

Карьера и творческие планы для девушки с преобладающим архетипом Артемиды важнее близких отношений с мужчиной. Конечно, замуж она выходит, но со своим мужем она выстраивает партнерские отношения, в которых ценятся дружба и независимость каждого. Опасность такого брака — трансформация супружеского союза в отношения типа «брат-сестра». Чтобы этого избежать, нужно развивать в себе архетипы других богинь — Геры (хранительница святости и нерушимости брака) и Афродиты (вносящая в отношения страсть и удовольствие).⠀

Для преодоления крайностей архетипа Артемиды нужно:⠀
  • осознанно формировать в себе ориентацию на близкие отношения;⠀
  • стать мягче;⠀
  • думать о близких людях;⠀
  • учиться заботиться о своих любимых.
Зевс
В мужчинах, которые склонны к жестокости, готовы на риск ради власти и богатства, а обретя высокий статус, стремятся выставить его напоказ, проявлен архетип Зевса. Им свойственны те же черты характера и склонности.

Мужчина-Зевс является хорошим стратегом и умеет устанавливать контакты и сотрудничество с влиятельными людьми. Он обладает амбициями и способностями, необходимыми для обретения высокого социального статуса.

Этот тип мужчины является экстравертом и позитивно относится к действительности. Приобретение власти, денег, имущества – это игра, дающаяся мужчине-Зевсу довольно легко, поскольку он реалистичен, уверен в себе и, в отличие от большинства людей, не принимает близко к сердцу некоторые вещи.
Зевс является архетипическим развратником. Мифы рассказывают о многочисленных связях Зевса с богинями, нимфами и смертными женщинами. Известно о семи официальных браках Зевса.

Последней его супругой была Гера, по рангу равная Зевсу. Зевс решил соблазнить ее и превратился в дрожащего от холода кукушонка. Увидев несчастного птенчика, Гера пожалела его и прижала к груди, чтобы согреть, – в тот же миг Зевс принял свой истинный облик и попытался овладеть Герой. Но она отвергала его домогательства до тех пор, пока Зевс не пообещал на ней жениться. Они сыграли свадьбу. Медовый месяц длился три сотни лет, после чего Зевс снова предался разврату.

Мужчина с доминирующим архетипом Зевса, положив глаз на женщину, делает всё , чтобы добиться близости: меняет облик, обнажает собственные слабости, становится страстным любовником. Добившись своего, он, как правило, снова сосредоточивает внимание на работе.

Выбирая себе жену, мужчина-Зевс ориентируется не на зов сердца или родство душ. Для него главную роль играет упрочение своего положения, – он стремится заключить союз, способствующий расширению или укреплению владений. Для того чтобы в этом союзе играли роль также любовная страсть, дружба или иные аспекты, обеспечивающие личностную связь между супругами, необходимо присутствие в человеке и других архетипов.

Если муж-Зевс действительно любит свою жену и его огорчает, что он своим легкомысленным поведением причиняет ей боль, это может повлечь за собой его эмоциональный рост.
Он ожидает от жены умения отлично вести хозяйство и воспитывать детей, тогда как его роль в этих делах сводится к минимуму.

Архетипу Зевса свойственно стремление иметь детей. От своих детей он ждёт того же, чего требует от подчиненных: послушания и выполнения его воли.
Для мужчины-Зевса характерно заботиться о благосостоянии семьи, и он гордится тем, что это ему удается.

В каждом мужчине обычно присутствует более одного бога, а поэтому мужчине-Зевсу могут быть свойственны многие из перечисленных выше черт, но не обязательно все. Кроме того, образ Зевса может преобладать только в продолжение какого-то этапа жизни мужчины, а все остальное время не оказывать на него особого внутреннего влияния.
Великая мать
В жизни женщины особое место занимает архетип Великой Матери, прекрасной и ужасной. ⠀

В процессе жизни девушка, а затем и женщина, в идеале должна сонастроиться с этим архетипом и гармонично проводить ее паттерны поведения. Здесь я говорю о правильном случае, когда у девушки в жизни был пример матери, бабушки или близкой женщины, реализовавшей эту роль в позитивном аспекте. Другая ситуация, когда мать реализует негативный аспект Великой Матери: упивается властью, вседозволенностью, морально унижает свою дочь.

Такая девочка даже по прошествии лет, во взрослой жизни, несет за собой груз этих отношений, не может в своём внутреннем мире стать свободной личностью и находится в зависимом и подчиненном положении. О гармоничной и счастливой жизни не стоит и говорить.⠀

Каждая женщина в своём внутреннем мире должна победить свою мать. Без этого не пойдет процесс индивидуации.⠀
Умные матери благоразумно отходят в сторону, благословя своего ребенка, дают возможность ему благополучно развиваться. Но так получается далеко не всегда.⠀
На сеансах Архетипотерапии нам приходится с помощью Великой Матери буквально низвергать фигуру матери во внутреннем мире пациенток.⠀

С мужчинами происходит похожая история. Матери просто не дают нормально жить. Тут вспоминается фильм Ирония судьбы, где главный герой Лукашин, по своей сути безынициативный подкаблучник, не способный вырваться из-под материнского влияния, переходит, как красное знамя, из рук мамы к Гале, а затем к Наде. Здесь рецепт тот же, нужно низвергать фигуру матери во внутреннем мире мужчины.⠀
Афродита
Архетип Афродиты, самой прекрасной из богинь, управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. ⠀⠀
Такая женщина притягивает мужчин магнетизмом своей личности и естественной, бессознательной сексуальностью. Саму «Афродиту» влечёт к мужчинам творческим, сложным, эмоциональным, склонным к перепадам настроения.⠀⠀
⠀⠀
Если в личности женщины преобладает архетип Афродиты, то влюбляется она часто и легко. Она любит мужчин и притягивает их к себе своей привлекательностью и интересом к ним. Ее внимательность соблазнительна; она заставляет мужчину чувствовать свою особенность и сексуальность. Это внимание вызывает в нем ответный отклик, порождая между ними эротическое притяжение.⠀⠀

Афродите подходит творческая работа, захватывающая её эмоционально. Ей нравится разнообразие и интенсивность, а повторяющиеся задачи, домашняя работа, работа в конторе надоедают. ⠀
⠀⠀
Ценность архетипа Афродиты:
  • вносит необходимый для отношений в паре элемент наслаждения и интимной близости (массаж, танцы, всё, что придаёт отношениям чувственность);⠀⠀
  • умеет создать интимную и расслабляющую обстановку и доставить удовольствие.⠀⠀
Негативная реализация архетипа Афродиты:⠀
  • цепочка поверхностных связей, возможное использование ее мужчинами, ищущими секс с ней и ничего более; ⠀⠀
  • последующая заниженная самооценка;
  • мужчины могут неправильно истолковать ее стиль общения, ошибочно принимая его за особый интерес. Чувствуя себя обманутыми, они могут стать враждебными и озлобленными. ⠀⠀
Когда чувственность и сексуальность в женщинах обесцениваются — как в некоторых религиях и патриархальных культурах,— женщина, воплощающая Афродиту-любовницу, рассматривается как искусительница или блудница. ⠀⠀

Для преодоления крайностей архетипа Афродиты нужно:⠀⠀
  • отслеживать свои физические желания и размышлять о последствиях;⠀⠀
  • заранее обдумывать свои действия. Это касается финансов, работы, отношений с друзьями и близкими, личных отношений;⠀⠀
  • развивать какое-либо умение или навык, заниматься рукоделием, хобби;⠀⠀
  • реагировать на события менее импульсивно;⠀
  • сдерживать экстравертность, уделять внимание своему внутреннему миру, медитировать.
Афина
Афина – греческая богиня мудрости и ремесел, воительница и стратег. Она покровительствовала городам и войскам, рукодельницам, ювелирам, гончарам и ткачам.
Афина появилась на свет из головы Зевса взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич.

Дочь Зевса - воплощение целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами.

Как архетип Афина представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем. Рациональная Афина никогда не теряет головы, сохраняет самообладание и не поддаётся зову сердца. Она живёт по принципу "золотой середины" и не подвластна эмоциям и иррациональным побуждениям.

Архетип Афины обеспечивает преуспевание в бизнесе, учебе, а также в научной и политической деятельности. Будучи богиней ремесел, Афина причастна не только к полезной деятельности, но и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи.

Качества Архетипа Афины:
  • неуязвимость и цельность;
  • целеустремлённость;
  • прагматичность и здравомыслие;
  • проницательность;
  • практичность;
  • уверенность в себе;
  • предусмотрительность и терпение;
  • способность планировать свои действия.
Проблемы «Афины» возникают из-за того, что она психологически "носит доспехи" и потому не может развить многие другие аспекты своей личности.

Чтобы выйти за пределы Афины, необходимо:
  • обратить взгляд внутрь себя, найти интересы помимо работы, то, что будет ей по душе. Все виды ремесел предоставляют женщине-Афине возможность сохранить внутренний баланс, в то же время не мешая ее сосредоточенности на внешнем мире;
  • обрести внутреннего ребенка. Ей нужно иначе отнестись к жизни и рассматривать каждое впечатление как открытие;
  • учиться слушать других и представлять себя участницей событий, испытывающей описываемые чувства. Когда она окажется в соответствующем эмоциональном состоянии, ей следует позволить другим поддержать ее.
Персефона
Богиня Персефона была беззаботной дочерью, пока ее не похитил бог подземного царства Гадес, после чего она на какое-то время стала бессильной, принуждаемой «невестой поневоле». Вторая ее ипостась - повелительница подземного царства и проводник по нему. ⠀

Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщина-Персефона может находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, может перерастать из одного в другой или иметь в своей душе оба из них. ⠀

Если структуру личности задает Персефона, это предрасполагает женщину не действовать, а находиться под влиянием других людей, быть податливой в поступках и пассивной в отношениях. Её модель поведения — быть подобной хамелеону, «примерять» на себя ожидания других. Она находится в позиции вечной юности и ожидания, что что-то или кто-то преобразует её жизнь.⠀

Дочь-Персефона хочет нравиться своей матери. Это желание побуждает ее быть «хорошей девочкой» — послушной, осторожной и «защищенной» от опыта, несущего даже намек на риск. ⠀
Жена-Персефона приспосабливает себя к желаниям мужа, старается быть прекрасной в его глазах и угождает ему. Она бессознательно соответствует желаемому мужу образу.⠀

Ценность архетипа Персефоны:⠀
  • Способность быть открытой и гибкой.⠀
  • Восприимчивое отношение к своей собственной душе. ⠀
  • Способность к развитию экстрасенсорного восприятия. ⠀
Крайности архетипа:
  • Пассивность и зависимость. ⠀
  • Неискренность и манипулирование. Ощущая себя бессильной и зависимой от других, она может научиться получать то, что хочет, косвенным образом.⠀
  • Нарциссизм, фиксация исключительно на себе.⠀
  • Неспособность выплеснуть негативные чувства, отсюда — депрессия.⠀
Чтобы выйти за пределы Персефоны нужно:⠀
  • Взять на себя ответственность, заботиться о себе самой.⠀
  • Учиться брать обязательства и жить согласно им. ⠀
  • Учиться доводить дело до конца. ⠀
  • бороться с нерешительностью, пассивностью и инерцией. ⠀
  • Развивать архетипы других богинь, например, Афродиты и Геры.
Гермес
Гермес (лат. Меркурий) - вестник богов; проводник душ в подземное царство; покровитель путешественников; бог ораторов, предпринимателей и спортсменов; изобретатель чисел и алфавита. Это один из самых дружелюбных богов.
Гермес с самого своего рождения находился в непрестанном движении. Родился он утром, к полудню придумал лиру и научился играть на ней, ближе к вечеру украл коров Аполлона, а с наступлением темноты уже лежал в своей колыбели, изображая святую невинность.

Мужчина с преобладающим архетипом Гермеса не любит делать что-либо «по схеме». Его живой ум быстро находит альтернативные пути и решения. В любой сфере деятельности он проявляет изобретательность и предприимчивость. Гермес понимает, какую пользу может принести ему человек или идея, и всегда ухватится за представившуюся возможность. Это качество в сочетании с талантом к общению делает его хорошим торговцем и дипломатом.

Гермес-архетип обладает как позитивным, так и негативным потенциалом. Его качества можно использовать и для творческих достижений, и для обмана. Однако хитрость Гермеса совсем не обязательно проявляется негативно. Качества хитреца помогают человеку любой профессии проявлять творческий подход к решению разных задач.

Нередко роль Гермеса играет психотерапевт, выполняя функцию проводника душ во время перехода между важными жизненными этапами. В течение некоторого времени психотерапевт сопровождает человека на жизненном пути, как сопровождал путешественников Гермес.
Если в личности человека присутствует Гермес, он может видеть – и в других людях, и в себе - как позитивные, так и негативные качества, не оценивая их и не осуждая. Эта способность отражает дружелюбие Гермеса.

У Гермеса есть врожденные способности проводника душ и искателя скрытых смыслов. Если его заинтересуют вопросы духа и души, он займется поиском духовных истин и трансформацией. Как Гермес-вестник, он передаёт полученные знания дальше и учит других всему, что узнал сам.

Крайности архетипа Гермеса:
  • «вечный юноша»,
  • импульсивность,
  • поверхностность,
  • избегание обязательств,
  • неумение думать о последствиях.
  • Неспособность к эмоциональной привязанности и близости. Типичный Мужчина-Гермес не беспокоится о переживаниях женщины, – он появляется в ее жизни и исчезает, не беря на себя никакой ответственности. Стремясь соблазнить женщину, он может сознательно манипулировать ею. Ради того чтобы добиться своего, он лжет, излучает обаяние и делает все, чтобы заполучить ее. При этом он и не думает выполнять обещания, которые дает в период ухаживания.
Для преодоления крайностей архетипа Гермеса нужно:
  • развивать эмпатию, чтобы понять, почему его негативное поведение расстраивает дорогих ему людей, и прочувствовать их эмоции;
  • думать, какие последствия могут повлечь за собой его действия;
  • доводить дело до конца;
  • выйти за рамки архетипа Гермеса и развить в себе некоторые черты Зевса и Аполлона - способность сосредоточиваться на цели, пошагово спланировать работу и добросовестно ее выполнить, следовать этическим принципам и различать добро и зло.
Один из важных путей роста для Гермеса состоит в том, чтобы полюбить женщину, которая станет его Афродитой. Типичному Гермесу важно, чтобы путь к женщине был нелегок, – чтобы он хотел ее, но не мог получить сразу. Такая женщина помогает ему глубже понять собственный мир эмоций, осознать свою зависимость от нее. Если Мужчина-Гермес все-таки влюбится по-настоящему, то может остаться с женщиной достаточно долго, чтобы развились глубокие отношения.
Гера
Гера (рим. Юнона) - богиня брака, супруга Зевса, верховного бога Олимпа.

Медовый месяц Геры и Зевса длился 300 лет.
После Зевс пустился во все тяжкие с женщинами, заставляя свою законную супругу мучиться от ревности. Но Гера никогда не возлагала на Зевса ответственности за измены. Всю свою ярость и месть она изливала на других женщин и на детей, зачатых Зевсом с ними.

Женщина с ярко выраженным архетипом Геры ощущает сильное желание быть женой, свою жизнь без официального брака она не мыслит. Замужество она рассматривает как своё главное достижение. «Гера» может добиться успехов в том, что она делает, но она не придаёт этому значения, если она не замужем.

Женщину-Геру привлекают успешные, занимающие высокое положение в обществе мужчины. Однако эмоциональная близость со своим мужем также важна для неё.

Ценность архетипа Геры:
  • способность быть преданной и верной;
  • стремление поддерживать мужа в трудный для него период;
  • Если с мужем «Геру» связывает тесная эмоциональная и душевная близость, то она сделает всё для поддержания мира и счастья в семье.
Крайности архетипа:
  • излишняя эмоциональная зависимость от мужа;
  • болезненная ревность;
  • «Гера» может перестать заниматься своим развитием — социальным, духовным, творческим - оставляя себе единственную роль — роль жены;
  • убеждение, что женщина без мужа ничего из себя не представляет. Отсюда - пренебрежительное отношение к тем, кто не замужем;
  • для незамужней женщины-Геры отсутствие супруга - основной источник ее страдания;
  • замужняя "Гера" не способна расторгнуть неудачный брак, она будет терпеть плохое обращение.
Для преодоления крайностей архетипа Геры нужно:
  • удержаться от желанию выйти замуж за первого представительного мужчину, который сделает ей предложение.
  • учиться доверять мужу и бороться с болезненной ревностью;
  • обогащать свою собственную жизнь - заниматься тем, что ей интересно;
  • заниматься творчеством;
  • развивать архетипы других богинь, например, Персефоны. Это такие качества, как открытость и гибкость, восприимчивое отношение к своей собственной душе.
Посейдон
Если вас когда-либо внезапно захлестывали волны сильных чувств и эмоций – то вы знаете о Посейдоне не понаслышке.

Посейдон (рим. Нептун) - греческий бог моря. При разделении мира после победы над титанами по жребию Посейдону досталась водная стихия.
Наиболее характерная черта Посейдона – бурный темперамент. Он раздражителен, жесток, мстителен и опасен, – ему сопутствуют бури, смерчи и штормы.

Мужчина с преобладающим архетипом Посейдона реагирует на всё эмоционально, принимает решения, основываясь на чувствах. В силу бурной эмоциональности он не умеет достойно проигрывать. На поражения Посейдон отвечает вспышками ярости. Если такому мужчине не удается утвердиться в мире, его единственным «царством» остается дом.

Мужчина-Посейдон стремится вступить в брак. Однако часто брак с Посейдоном лишен какой бы то ни было красоты и глубины, – и недостаточно зрелый мужчина постоянно выплескивает на жену свои гнев и обиду на мир.

Ценность архетипа Посейдона:
  • верность;
  • способность глубоко чувствовать и выражать свои чувства;
  • если он не пытается ни над кем доминировать, то ему легко достигать согласия и взаимопонимания с другими людьми;
  • у него есть естественный потенциал для творческого самовыражения.
Крайности архетипа:
  • эмоциональная нестабильность и неуравновешенность;
  • неспособность сдерживать эмоции и инстинкты;
  • мстительность;
  • обидчивость и гневливость;
  • склонность доминировать над женщинами: он сознательно или бессознательно пренебрегает чувствами женщины и нарушает её границы. В интимных отношениях часто он "бесчеловечен" и психологически отстранен от партнерши, его совершенно не интересует, что у неё на душе.
Для преодоления крайностей архетипа мужчине-Посейдону необходимо:
  • держать в узде свой бурный темперамент;
  • развивать сосредоточенность и целеустремленность;
  • думать о последствиях, мыслить объективно и отстраняться от происходящего. Для этого — активировать в себе качества других архетипов, например Зевса и Афины.
  • трансформировать эмоции в творческую работу (качества архетипа Гефеста).
Когда активизированы другие архетипы, Посейдон утрачивает способность полностью наводнять личность эмоциями и находит выражение в работе, взаимоотношениях и творчестве.
Разобраться со своим Посейдоном вы можете на сеансе Архетипотерапии. Мы добавим качества и поведенческие модели других архетипов, гармонизируем влияние Посейдона на вашу личность!
Записаться на консультацию
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами для уточнения даты и времени консультации
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности